nalogkonsult.ru

Комментарий к Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ

/ Главная / Правовая информация / Комментарии к законам / Комментарий к Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗ

Комментарий к Федеральному закону от 15.04.2019 № 63-ФЗФедеральный закон от 15 апреля 2019 № 63-ФЗ О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее – Закон № 63-ФЗ) вступил в силу с даты своего подписания, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Расскажем подробнее об изменениях, которые внесены в порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС), налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на прибыль, а также представления льгот и сдачи отчетности по имущественным налогам для налогоплательщиков-организаций.

НДС

Закон № 63-ФЗ внес ряд изменений и дополнений в главу 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Часть из них вступила в силу сразу с момента подписания 15 апреля, а большая часть вступит в действие со следующего налогового периода по НДС, то есть уже с 1 июля 2019 г. Рассмотрим некоторые нововведения подробнее.

НДС при безвозмездной передаче недвижимости и иного имущества

Реализацией товаров, работ или услуг признаётся передача на возмездной основе права собственности на товары, работы или услуги, а в случаях, предусмотренных в НК РФ, передача права собственности на товары, работы или услуги и на безвозмездной основе в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ. Для целей исчисления НДС безвозмездная передача товаров, работ или услуг признаётся реализацией, облагаемой этим налогом согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК.

Однако бывают случаи, когда налогоплательщики решают безвозмездно передть своё имущество государству и сталкиваются с ситуацией, когда при дарении этого имущества государству они должны за это еще и заплатить. Ведь в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ не облагалась НДС передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств только органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, ГУП и МУП.

С 01.07.2019 года список расширен и теперь исключены из объекта налогообложения НДС операции по:

- передаче на безвозмездной основе объектов социально-культурного назначения в казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

- передача на безвозмездной основе в государственную казну РФ объектов недвижимого имущества.

При этом восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету из бюджета по объектам недвижимого имущества при их передаче в государственную казну, будет не нужно. Соответствующие правки внесены в п. 10 ст. 171.1 НК РФ.

С 15.04.2019 не облагается НДС передача на безвозмездной основе имущества в собственность РФ для целей организации или проведения научных исследований в Антарктике.

Согласно новому п. 2.2 ст. 171 НК РФ с 15 апреля 2019 года вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, работ, услуг или при их импорте, в случае, если приобретённые товары или товары, произведённые с использованием указанных товаров, работ, услуг, предназначены для дальнейшей передачи на безвозмездной основе в собственность РФ для целей организации или проведения научных исследований в Антарктике.

НДС при экспорте работ и услуг

Изменения внесенные в ст. 170 НК РФ не слишком очевидны, но очень важны.

Напомним, что до настоящего времени существовала, можно сказать, настоящая дискриминация компаний и предпринимателей, которые выполняют работы или оказывают услуги иностранным заказчикам. В чем это выражается? Рассмотрим ниже.

Есть работы и услуги, которые указаны в ст. 149 НК РФ. Они не облагаются НДС, так как в этой статье содержатся как раз те операции, которые не подлежат налогообложению или освобождаются от НДС. Есть работы или услуги, которые в данной статье не указаны.

Необходимость исчисления НДС зависит от места выполнения работ или оказания услуг. Правила определения места прописаны в ст. 148 НК РФ.

Если оно находится в РФ, то такие работы или услуги облагаются НДС, зато есть бонус – можно возместить входной НДС.

Если же местом выполнения работ или оказания услуг территория РФ не является, то исчислять НДС не нужно – см., например, письмо Минфина России от 24.06.2013 № 03-07-08/23692, а также постановления ФАС Московского округа от 30.05.2012 № А40-83131/11-90-358 и ФАС Северо-Западного округа от 12.10.2010 № А56-92435/2009. Однако получить налоговый вычет в виде входного НДС тогда тоже нельзя!

Примечание: Всё это не относится к специфическим транспортным услугам, перечень которых можно найти в п. 1 ст. 164 НК РФ. Они облагаются НДС по нулевой ставке.

Получается, что продавцы товаров, которые нашли иностранного покупателя, не платят НДС из-за наличия нулевой ставки, но имеют право на вычет входного НДС. В то же время компании, которые нашли заказчиков за границей, которые выполняют для них работы или оказывают им услуги из-за специфики ст. 148 НК РФ права на вычет лишены.

С 01.07.2019 в п. 2 ст. 170 НК РФ появляется новый пп. 2.1:

суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг или фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, учитываются в их стоимости в случае их приобретения для использования в операциях по реализации работ или услуг, предусмотренных в ст. 149 НК РФ, местом реализации которых не признаётся территория РФ.

Получается, что это правило не действует в отношении работ или услуг, местом реализации которых не признаётся территория РФ, но которые не указаны в ст. 149 НК РФ. Следовательно, в этом случае получить право на вычет входного НДС можно!

Осталось только убедиться, что мы правильно поняли мысль законодателей.

Надежду на это нам даёт то, что комментируемый закон внёс существенное изменение и в механизм расчёта пропорции, необходимой для раздельного учёта входного НДС, прописанный в п. 4 и п. 4.1 ст. 170 НК РФ.

В соответствии с нвовведениями Закона № 63-ФЗ, теперь (с 01.07.2019) к операциям, подлежащим обложению НДС, при использовании указанных пунктов, будут относиться также операции по реализации работ или услуг, местом реализации которых, в соответствии со ст. 148 НК РФ, не признаётся территория РФ, за исключением операций, предусмотренных в ст. 149 НК РФ.

НДФЛ

Исчисление налога на доходы физических лиц с учётом кадастровой стоимости

Немного истоии. С 1 января 2016 года налоговая база по доходам от продажи недвижимого имущества для НДФЛ определяется с учётом особенностей, установленных в ст. 217.1 НК РФ. В п. 5 ст. 217.1 НК РФ на сегодняшний день установлено следующее.

В случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимости меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором была произведена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, то для исчисления НДФЛ доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными этой расчётной величине.

В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором была произведена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, то положения этого пункта не применяются. Это означает, в частности, что данную норму сейчас нельзя применить в отношении объекта, созданного в течение налогового периода.

С 01.01.2020 года ситуация изменится.

В случае если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимости будут меньше, чем умноженная на понижающий коэффициент 0,7 кадастровая стоимость этого объекта, определённая на дату его постановки на государственный кадастровый учёт - в случае образования этого объекта в течение налогового периода, то в целях обложения НДФЛ доходы налогоплательщика от продажи этого объекта будут приниматься равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 кадастровой стоимости объекта, определённой на дату его постановки на кадастровый учёт в течение налогового периода.

Авансовые платежи по НДФЛ для ИП на ОСНО исходя из фактически полученных доходов

В настоящее время в отношении индивидуальных предпринимателей (а равно лиц, занимающихся частной практикой), применяющих основную систему налогообложения, установлены «вменённые» авансовые платежи по НДФЛ,  которые на основании п. 9 ст. 227 НК РФ, нужно платить - за первое полугодие, 3-й и 4-й кварталы.

Если для ИП работает уже не первый год, то авансовые платежи для него рассчитают налоговые органы на основании декларации по форме 3-НДФЛ за прошлый год.

Если же ИП предполагает, что его доходы будут сильно отличаться от прошлогодних, то он имеет право подать в налоговую инспекцию декларацию с указанием предполагаемого дохода по форме 4-НДФЛ. (См., например, письмо ФНС от 26.01.2016 № БС-3-11/211@).

Если ИП – новичок, то он уже должен подать декларацию по форме 4-НДФЛ не позднее пяти рабочих дней по истечении месяца со дня получения первого дохода от предпринимательской деятельности.

При любом варианте фактический НДФЛ за год ИП посчитает сам при заполнении декларации по форме 3-НДФЛ.

Ситуация меняется. Законодатели решили, что с 1 января 2020 года ИП должны перейти к расчету авансовых платежей исходя из реально полученных доходов.

По итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев индивидуальные предприниматели будут исчислять сумму авансовых платежей исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, профессиональных и стандартных налоговых вычетов, а также с учётом ранее исчисленных сумм авансовых платежей.

Авансовые платежи по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев нужно будет уплачивать не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода.

Что это меняет? Если раньше ИП мог приводить в порядок данные своего налогового учёта только по окончании года,  то теперь строгий учёт придётся вести каждый квартал.

По мнению же разработчиков закона № 63-ФЗ, (приведённому в пояснительной записке к закону), данные изменения приведут к более справедливому расчёту авансовых платежей исходя из реальных доходов налогоплательщика и исключат необходимость резервирования денежных средств для их уплаты. Кроме того, данные изменения приведут к значительному уменьшению административной нагрузки на налогоплательщиков.

Налог на прибыль организаций

Бессрочные субсидии при учете по налогу на прибыль организаций

Государство пошло навстечу предпринимателям при налоговом учёте субсидий, не связанных с амортизируемым имуществом и приобретением имущественных прав.

Ранее в п. 4.1 ст. 271 НК РФ было прописано, что государственные субсидии должны учитываться в составе внереализационных доходов в течение не более трёх налоговых периодов, считая налоговый период, в котором они были получены - по мере признания расходов, фактически произведённых за счёт этих средств. А по завершеню третьего налогового периода полученные субсидии, которые не были учтён в составе доходов, надо было признать внереализационными доходами на последнюю отчётную дату этого налогового периода и заплатить в бюжет налог на прибыль.

Таким образом предполагалось стимулировать получателей субсидий как можно быстрее пускать их «в дело». Теперь законодатели решили, что такой стимул является чрезмерным м не дает ожидаемого результата. Поэтому ограничение в три налоговых периода снято.

С 15.04.2019 г. получатели государственных субсидий могут использовать их по назначению столько времени, сколько ему действительно нужно, не уплачивая при этом дополнительных налогов. Законодатели в данном вопросе пошли дальше, распростанив данную новацию на правоотношения по определению налоговой базы по налогу на прибыль, начиная с 01.01.2018.

Инвестиционный налоговый вычет при расчете налога на прибыль и объекты инфраструктуры

Новые поправки в ст. 286.1 НК РФ, введенные законом № 63-ФЗ от 15.04.2019 г., дают повод всомнить об инвестиционном налоговом вычете. Напомним, что это такое и как инвестиционный вычет применяется на практике.

Налогоплательщик имеет право уменьшить суммы налога или авансового платежа по налогу на прибыль, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, исходя из ставки в размере 20%, на инвестиционный налоговый вычет.

Инвестиционный вычет не может превышать 90% суммы расходов текущего периода, указанных в п. 1 ст. 257 НК РФ, или не более 90% суммы расходов текущего периода на цели, указанные в п. 2 ст. 257 НК РФ. Иначе говоря, исходя из первоначальной стоимости основного средства или затрат на его последующую достройку, модернизацию и т.п.

На оставшиеся 10% можно уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет.

При этом та часть налога на прибыль, которая причитается в федеральный бюджет, может быть снижена до нуля. Уменьшение налога в части, перечисляемой в региональный бюджет, не может быть более предельной величины. Она определяется в размере, равном разнице между расчётной суммой налога, подлежащей зачислению в региональный бюджет за налоговый или отчётный период без учёта инвестиционного вычета, и расчётной суммой налога, (также без учёта данного вычета), по ставке 5%.

Вычет можно применить к объектам, относящимся к третьей - седьмой амортизационным группам, в периоде, когда они или были введены в эксплуатацию, или была изменена их первоначальная стоимость. Остаток вычета можно переносить на последующие налоговые или отчётные периоды.

Нововведения затронули довольно специфическую инфраструктуру, которая в соответствии с законодательством РФ может находиться исключительно в федеральной собственности. Так о чем идет речь?

Так, согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ исключительно в федеральной собственности находятся следующие объекты инфраструктуры морского порта:

- подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ;

- радиолокационные системы управления движением судов;

- объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;

- средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей;

- объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством.

С 01.01.2019 можно получить инвестиционный налоговый вычет в размере не более 85% от суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего такой вычет субъекта РФ, (или в прилегающей к нему акватории), указанных объектов инфраструктуры.

Сумму налога, идущую в федеральный бюджет, можно уменьшить на оставшиеся 15%.

Инвестиционный налоговый вычет в виде расходов на создание объектов инфраструктуры применяется к налогу, исчисленному за налоговый или отчётный период, в котором перечислены денежные средства, формирующие указанные расходы.

В случае возврата налогоплательщику указанных денежных средств, сумма налога, не уплаченная в связи с применением вычета в отношении соответствующих расходов на создание объектов инфраструктуры, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня истечения установленного в ст. 287 НК РФ срока уплаты налога.

Транспортный налог

Транспортный налог по угнанному автомобилу не платится до возврата его владельцу

С принятием поправок к главе 28 НК РФ разрешился вопрос с уплатой транспортного налога за безнадёжно угнанные транспортные средства.

Ранее транспортный налог можно было не уплачивать по угнанному автомобилю в период его розыска при предоставлении необходимых поддтверждающих документов от компетентных органов. Но, если розыск был прекращён, то налог нужно было начать платить снова, даже если автомобиль так и не нашли! (См., например, письмо Минфина России от 06.02.2019 № 03-05-06-04/6941).

Теперь всё изменилось. Транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращён, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано, облагаться транспортным налогом не должны. Факты угона и возврата транспортного средства или подтверждаются документом, выдаваемым компетентным органом, или сведениями, которые налоговики получают в рамках межведомственного обмена, предусмотренного в ст. 85 НК РФ. Указанная новация распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

Отмнена отчётности по транспортному налогу для юридических лиц

Начиная с налогового периода 2020 года отменена обязанность по представлению деклараций по транспортному налогу.

Данная мера призвана снизить административную нагрузку в виде избыточной отчётности для участников налоговых отношений.

Изменение механизма взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками при расчете траспортного налога

С 1 января 2021 года меняется механизм взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками в части исчисления транспортного налога.

В соответствии с новым п. 4 ст. 363 НК РФ налоговые органы будут самостоятельно исчислять сумму транспортного налога, которую должна заплатить налогоплательщик-организация, исходя из тех данных, которые у них есть. Сообщение об исчисленной сумме будет направляться по месту нахождения транспорта компании:

- в течение десяти дней после составления налоговыми органами сообщения, но не позднее шести месяцев со дня истечения установленного срока уплаты налога за указанный налоговый период;

- не позднее двух месяцев со дня получения налоговыми органами документов или информации, влекущих перерасчёт суммы налога за предыдущие налоговые периоды;

- не позднее одного месяца со дня получения налоговыми органами сведений из ЕГРЮЛ о том, что компания находится в процессе ликвидации.

Сообщение будет передаваться по Интернету – через оператора или личный кабинет налогоплательщика.

А если это невозможно, то заказным письмом или руководителю лично в руки под расписку.

При этом возможна ситация, когда сумма транспортного налога в сообщении, и та сумма, которую компания рассчитала исходя из своих данных могут не совпасть. В этом случае налогоплательщик вправе в течение десяти дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения и документы, доказывающие, что правильным является именно его расчёт, а не данные налоговых органов.

На рассмотрение возражений чиновникам отводится месяц с момента их получения, который может быть продлен до двух месяцев в крайних случаях.

Результат рассмотрения возражений налоговые органы в течение месяца должны довести до организации плательщика транспортного налога. И если вопрос решен в пользу налогоплательщика и сумма налога изменяется, то уточнённое компания должна получить сообщение с новой суммой в течение десяти дней после его составления.

Если же вдруг в результате рассмотрения возражений сведения предоставленные организацией не будут приняты во внимание и у организации обнаружится недоимка по налогу, то налоговая инспекция отправит ей требование об уплате налога в соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ.

Заявительный порядок льгот по транспортному налогу для организаций

Теперь не только налогоплательщики – физические лица, но и организации, на которые зарегистрированы транспортные средства, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, должны представлять в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы.

На основании уточнённого п. 3 ст. 361.1 НК РФ для налогоплательщиков-организаций вводится заявительный порядок предоставления документов о льготах по налогу.

Если у организации есть налоговые льготы по транспортному налогу, то ей нужно написать об этом заявление в налоговые органы и желательно представить подтверждающие документы. Впрочем, если заявление о льготах есть, а подтверждающих документов нет, то налоговые органы сами сделают запросы в соответствующие органы.

Данный порядок начинает действовать с 01.01.2020 г.

Земельный налог

Льгота для многодетных семей

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении некоторых категорий налогоплательщиков. Начиная с налогового периода 2018 года эта льгота распространяется на физических лиц, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей.

Напомним, что данный вычет производится в отношении только одного земельного участка по выбору налогоплательщика. При этом комментируемым законом возможность предоставления уведомления о выбранном участке перенесена с 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного участка применяется налоговый вычет, на 31 декабря.

В случае если льготники из п. 5 ст. 391 НК РФ не представят в налоговую инспекцию заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщат об отказе от её применения, то налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговыми органами в соответствии с НК РФ и другими федеральными законами.

Новый механизм исчисления земельного налога

Как и в случае с транспортным налогом, с 1 января 2021 года налоговая декларация по земельному налогу упраздняется. Её не нужно представлять за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей по земельному налогу будет выглядеть следующим образом.

На основании п. 2 ст. 396 НК РФ налогоплательщики-организации по-прежнему будут исчислять сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков-организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Раньше практически то же самое следовало из п. 3 ст. 398 НК РФ и п. 1 ст. 397 НК РФ.

Новация состоит в новом п. 5 ст. 397 НК РФ. Она аналогична ситуации с транспортным налогом. Более того, там идёт прямая отсылка к п. 4 – п. 7 ст. 363 НК РФ.

Таким образом, налоговые органы будут направлять компаниям сообщения с исчисленными суммами налога по данным налоговой инспекции, а компании должны сравнить это с той суммой, которую они исчислили и уплатили сами. В случае расхождения налогоплательщик может представить в налоговые органы собственные расчёты и доказательства. В итоге может случиться как пересмотр позиции налогового органа, так и возникновение недоимки у налогоплательщика.

Если у компании есть право на льготы, то сообщить о них в налоговую инспекцию нужно заранее, подав соответствующее заявление и подтверждающие документы – п. 10 ст. 396 НК РФ.

Земельный налогдля физических лиц

Очередное смягчение налогообложения для физических лиц – новый п. 17 ст. 396 НК РФ.

Он аналогичен п. 8.1 ст. 408 НК РФ, где аналогичное ограничение по налогу на имущество физических лиц ввёл Федеральный закон от 03.08.18 № 334-ФЗ. В случае если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка, превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, то сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной за предыдущий налоговый период с учётом коэффициента 1,1.

При этом данный расчёт ведётся с учётом следующих особенностей.

Если приобретение или продажа земельного участка произошли в течение года, то при расчёте сумм налога для сравнения положения п. 7 ст. 396 НК РФ не применяются. Не применяются также положения п. 7.1 ст. 396 НК РФ – если в течение налогового периода изменились качественные и количественные характеристики земельного участка. И п. 10 ст. 396 НК РФ – если налоговая льгота по данному земельному участку действовала у налогоплательщика только часть налогового периода.

Однако когда будет рассчитываться фактическая налоговая обязанность, подлежащая уплате, исчисленная из суммы налога за прошлый год, умноженной на коэффициент 1,1, то положения п. 7, п. 7.1 и п. 10 ст. 396 НК РФ применять нужно.

Проще говоря, учитывать периоды владения участком, изменения его характеристик, или применения иной налоговой льготы.

Обратите внимание! Рассматриваемое 10-процентное ограничение не действует в отношении земельных участков, предоставленных гражданам для строительства жилья – п. 15 и п. 16 ст. 396 НК РФ. Действие введённого ограничения распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

Ставка земельного налога для дачников

В настоящее время - в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ - налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, приобретённых или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

С 01.01.2020 в пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ внесены две важные поправки.

Во-первых, указанные участки не должны использоваться в предпринимательской деятельности.

Во-вторых, указанная ставка распространяется также на земельные участки общего назначения, предусмотренные Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд…».

Определение таких участков есть в п. 6 ст. 3 указанного закона: это земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории.

Они предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, или для размещения другого имущества общего пользования.

Образование земельных участков общего назначения и вопросы права собственности на них прописаны в главе 6 Закона № 217-ФЗ.

Налог на имущество организаций

Недвижимости много – выбор один

С 1 января 2020 года ст. 386 НК РФ пополнится пунктом 1.1, который несколько упрощает механизм уплаты налога на имущество организаций тем налогоплательщикам, у которых на территории одного субъекта РФ несколько объектов недвижимости стоят на учёте в разных налоговых инспекциях. Правда, ещё нужно, чтобы налоговая база по ним определялась как их среднегодовая стоимость.

Такие налогоплательщики вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимости в одну из указанных налоговых инспекций по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.

Уведомление о порядке представления налоговой декларации в налоговый орган на территории субъекта РФ нужно будет представить до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором налогоплательщик выбрал такой порядок.

Уведомление представляется ежегодно. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.

Форма уведомления утверждается ФНС России. Но пока она не утверждена, нужное уведомление можно подать в произвольной форме.

Обратите внимание! Вся эта система работает только при том условии, что в данном регионе РФ не установлены нормативы отчислений от налога на имущество организаций в местные бюджеты.

Если же они будут установлены, то компании придётся общаться с каждой из налоговых инспекций, где зарегистрирована её недвижимость.

Меньше отчётности

С 1 января 2020 года не нужно будет сдавать налоговые расчёты по авансовым платежам.

Обратите внимание! Сами авансовые платежи никто не отменял – в ст. 382 НК РФ никаких изменений не внесено.

Авансовый платёж и кадастровая стоимость

В настоящее время в ст. 378.2 НК РФ - в пп. 1 п. 12 - предусмотрено, что для имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, сумма авансового платежа по налогу исчисляется по истечении отчётного периода как 1/4 кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.

С 01.01.2020 привязка к 1 января будет отменена. Что это означает?

Напомним, что, во-первых, согласно пп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ если кадастровая стоимость недвижимости была определена в течение налогового периода, или указанный объект недвижимого имущества не включён в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, то правила ст. 378.2 НК РФ к такому объекту не применяются.

Во-вторых, в п. 15 ст. 378.2 НК РФ указано, что изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за некоторыми исключениями:

- изменения качественных и количественных характеристик объекта;

- исправления технической ошибки;

- отражение решения комиссии по рассмотрению споров или суда.

Соответственно, даты, с которых эти изменения должны учитываться при налогообложении:

- со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости;

- начиная с момента начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости;

- начиная с момента начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Налог на имущество физических лиц

Льгота по налогу на имущество для многодетных

Льгота для многодетных семей с 15.04.2019 появилась и в налоге на имущество физических лиц. Это новый п. 6.1 ст. 403 НК РФ.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в п. п. 3 - 5 ст. 403 НК РФ, (это квартира, жилой дом, комната или их части), находящихся в собственности физических лиц, имеющих трёх и более несовершеннолетних детей, может быть уменьшена:

на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры (части квартиры или комнаты) или на величину кадастровой стоимости 7 квадратных метров общей площади жилого дома, части жилого дома в расчёте на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Эта льгота распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

Указанный налоговый вычет предоставляется в отношении одного их вышеприведённых объектов в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному в п. 6 и п. 7 ст. 407 НК РФ, в том числе, в случае непредставления в налоговые органы соответствующего заявления или уведомления.

Напомним, что в п. 6 ст. 407 НК РФ предусмотрено, что граждане должны подать в налоговый орган заявление, чтобы воспользоваться льготой, а в п. 7 ст. 407 НК РФ говорится об уведомлении, которым налогоплательщик выбирает объект, в отношении которого применяется льгота.

Кстати, в эти пункты тоже внесены новации. Теперь, даже если от налогоплательщика не поступит необходимое заявление, налоговики всё равно предоставят ему льготу, информацию о которой чиновники «добудут» сами. А срок подачи в налоговый орган уведомления перенесён с 1 ноября на 31 декабря, то есть продлён.

Нет объекта налогообложения – нет налога на имущество

Справедливость восстановил новый п. 2.1 ст. 408 НК РФ. В отношении объекта налогообложения, прекратившего своё существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца его гибели или уничтожения.

Для этого налогоплательщик должен представить в налоговую инспекцию соответствующее заявление. К нему желательно представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта.

Но если документов не будет, налоговые органы самостоятельно запросят информацию о происшествии в компетентных органах.

При неполучении необходимой информации налоговый орган в обязательном порядке потребует от налогоплательщика представить подтверждающие документы.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок её заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме утверждаются ФНС России.

До утверждения формы такого заявления налогоплательщик вправе представить в налоговую инспекцию по своему выбору такое заявление в произвольной форме с указанием месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения.

К другим статьям

Комментарии

Нет комментариев.

Для того, чтобы добавлять комментарии, необходимо зарегистрироваться

 

Новости

Новый порядок уплаты НДФЛ и подачи уведомлений с 2024 года

Новый порядок уплаты НДФЛ и подачи уведомлений с 2024 года

Федеральным законом от 27.11.2023 № 539-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ с 2024 года, которые меняют порядок уплаты НДФЛ и подачи уведомлений. С 01.01.2024 года организации и индивидуальные предприниматели должны будут платить НДФЛ и подавать уведомления об исчисленных суммах дважды в месяц.

30.12.2023

О единой форме отчетности ЕФС-1 с 01.01.2023 года

О единой форме отчетности ЕФС-1 с 01.01.2023 года

С 01.01.2023 года вносятся изменения в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в том числе изменение порядка и сроков представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении застрахованных лиц.

03.01.2023

Оптимизация налоговой отчетности и снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательства

Оптимизация налоговой отчетности и снижение административной нагрузки на субъекты предпринимательства

Федеральный закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ оптимизирует налоговую отчётность организаций и снижает административную нагрузку на субъекты предпринимательства

06.06.2019

Для клиентов

E-mail:

Пароль: